Cекция «Духовная и нравственная основа семейной жизни».

 По следам Кирилло-Мефодиевских чтений.

Священство и церковная общественность, преподаватели и студенты, школьники, кураторы проектов, благотворители и социальные работники собрались 19 мая в культурном Центре Богородице-Алексеевского монастыря, чтобы обсудить, что такое ценность семьи – как её сберечь и приумножить в современном мире. А также поговорили о тех сложностях, с которыми сталкиваются все люди, живя в  родительской семье, или готовясь построить свою семью в будущем. Сможет ли выжить человечество, если общество «атомизируется» и разрушится семья? Может ли человек без семьи, семейных уз быть счастливым?

Протоиерей Николай Абрамов, председатель отдела
по социальному служению
и благотворительности Томской епархии.
Вступительное слово. «Девство и деторождение».

Протоиерей Николай в своем выступлении более подробно раскрыл замечательную идею слова митрополита Ростислава на Пленарном заседании Кирилло-Мефодиевских чтений о понимании культуры, как цивилизационного явления (по Д.С. Лихачеву). Под культурой в узком смысле часто понимают, такие виды искусства, как театр, музеи, кино, эстрада, но Д.С. Лихачев («Русская Культура») писал, что «в понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства». Общество должно беречь свою культуру как национальное достояние, подобно тому, как оно должно беречь свои природные богатства. На этой платформе – цивилизационного понимания культуры — Церковь могла бы сегодня выстраивать свое взаимодействие с различными государственными учреждениями образования, науки, здравоохранения, культуры и др.

Каждый человек величайшая драгоценность в очах Божиих.

Вторая тема, которой коснулся протоиерей Николай — стала судьба и приход в мир каждого человека. В Ветхом Завете есть слова «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя…» (Иер. 1:5). Каждый человек величайшая драгоценность в очах Божиих, и если смотреть на проблему абортов в нашем обществе с позиции догматов Церкви, которые неизменны, то каждая женщина совершающая аборт и каждое государство, которое позволяет убивать граждан в утробе матери, покрывая это средствами ОМС, подрывает основу нравственной жизни нашего общества, и все сопричастные аборту — лишают не только физического тела младенца, но и не дают вершится воле Божией, забывая об бессмертной участи души каждого человека, которому суждено было прийти в мир.

Протоиерей Николай сказал: «И чтобы таких преступлений не совершалась, оканчивающие школу, должны в преддверии будущей семьи помнить, что каждый юноша —  он чей-то будущий муж, источник любви, он потенциальный отец, он не просто врач, политик, предприниматель и далее, девушка должна знать, что она чья-то единственная любовь, и помнить, созерцать, что она в будущем станет матерью, и после уже исполнит другое предназначение в обществе. Это в нашей культурной традиции маленьким детям прививалось, что семья — это воплощение любви и одно из величайших ее проявлений — это деторождение». И последнее о чем упомянул священник, стало девство. Девство — это величайшая добродетель, это силы души, благодаря которым мы близки к Богу. Про человека, который что-то плохое сделал, говорят он согрешил, а если человек нарушил девство до брака, говорят такой-то пал. Будем все делать для того, чтобы наши дети хотели пожертвовать девством только ради любви в браке.

Кошечко Анастасия Николаевана, доктор филологических наук.
«Семья как ценностный вектор в ситуации современных социальных вызовов»

Кошечко Анастасия Николаевна обозначила такой вызов, как инфантилизация детей и взрослых. Современная культура построена таким образом, чтобы человек очень быстро взрослел, но не в духовном и нравственном плане, а в интеллектуальном развитии, и как кажется подрастающему человеку, что он способен принимать самостоятельные решения. Cуть инфантилизации — человек хочет очень много, быстро, но при этом не прикладывая никаких усилий, и в том же время не хочет ограничивать свои желания, потому что их много и действуют по принципу здесь и сейчас. Дети не хотят быть не кому ничем обязаны, но в тоже время родители обязаны их обеспечивать. Из инфантилизации вытекает задержка развития души. Инфантильные люди не задумываются и не обнаруживают высоких потребностей, не занимаются нравственным анализом. Взрослых   и даже детей больше интересует, какая зарплата, они могут хорошо разбираться в выгодном приобретении товаров и услуг, но в то же время внутреннего роста не происходит. Инфантилизация выгодна тем, кто строит общество потребления, потому что если у человека нет высоких целей, им можно легко манипулировать (акции, скидки, уход от реальности в телешоу). И главный ложный тезис общества потребления, что ресурсов на всех не хватит. Осознанно те, кто руководят обществом потребления закладывает такие смыслы: как малодетность, аборты; происходит увеличение количества травмоопасных видов спорта, рынка алкогольной и табачной продукции, что также препятствует деторождению. Была  отмечена тенденция увлечения компьютерными играми, романтизации криминальной сферы в киноиндустрии и сериалах, что укореняет линию безответственности за свои поступки.

В основе ответственности лежит жертвенная любовь.

Кошечко А.Н. проанализировала такой вызов, как построение глобалистского, антитрадиционного общества в котором человек, как отдельный атом, менее вступает в контакты с другими, не желает нести ответственности, ему комфортно в его маленьком мире, семья ему не импонирует, все его потребности реализуется через социальные структуры, которые несут функции обслуживания и заботы. Но, ведь именно в основе ответственности лежит жертвенная любовь. Это ловушка, когда мы отказываемся от построения гармоничных, теплых, ответственных отношений, ибо сами мы когда-то пришли в этом мир младенцем и нуждались в служении, заботе, когда-то мы заболеем или дело подойдет к старости, эти процессы неизбежны, мы станем нуждаться в самой элементарной помощи, которую дает именно семья.

Кошечко А.Н. отметила, как важно слышать внутренние вызовы, вопросы ребенка и подростка не боятся этого, а не только направлять его в многочисленные секции и кружки. И тогда не нужно будет перекладывать ответственность на специалистов (психологов, дефектологов), а учиться слышать себя, свои чувства, чувства и потребности своего ребенка, что развивает доверие.

Следующий социальный вызов — это развращение, воспевание хамства и разрушение иерархии. Некоторые продукты современной культуры учат негативно относится к родителям. Раннее сексуальное просвещение снимает защитные механизмы психики, такие, например, как стыдливость в интимной сфере. Распространение среди подростков пренебрежительного отношения к родителям ,даже словесно, нарушает иерархию, что плохо для всех, тем более родителей нам заповедано почитать самим Господом. Иерархия непреложна между учителем и учениками, между родителями и детьми, и нарушение ее чревато нарушением глубинных процессов существования в целом человечества.

«Ответы на эти вызовы есть ,- говорит Анастасия Николаевна,-  Первое, восстановление иерархии с ориентиром на духовность в человеке, у человека должны быть идеалы, потому что они влияют на выбранный путь, второе, нам всем нужно вспомнить что первоначалом является Бог, Господь открывает возможность увидеть человеку себя таким какой он и есть и принять, вынести эти разрушительные искры собственного «я».»

В завершении Кошечко А.Н. обратилась к образцу любви из Нового завета, где самость, собственное «я»  заменены послушанием и безграничной верностью. Чем более человек отдает себя другим людям, тем более зрелой и состоявшейся является его душа.

Сухомлина Екатерина Сергеевна, руководитель епархиального центра помощи семье «Поможем Вместе».

Укрепиться в своем родительском подвиге.

В своем докладе Сухомлина Екатерина Сергеевна поделилась разными направлениями поддержки многодетных, малоимущих семей, тех женщин, которые решили сохранить дитя от аборта. Волонтеры, добровольцы и благотворители поддерживают родителей и мам в организации досуга, подтягиванию школьных знаний, организуют встречи и чаепития, где можно пообщаться со священником, с другими семьями получить новые впечатления, информацию, укрепиться в своем родительском подвиге. Также центр «Поможем Вместе» оказывает хорошую гуманитарную помощь, кто временно испытывает сложности с обеспечением детей, но желает сохранять семью, растить и любить детей, вопреки всем трудностям.

Жижина Ольга Андреевна, руководитель проекта «Крылья», г.Северск.

Сквозь весь доклад Жижиной Ольги Андреевны красной нитью проходила мысль о целомудрии, созидании и верности женщины. Жижина О.А. коснулась биографии художницы Варвары Бондиной из Минусинка Красноярского края, которая после замужества стала рисовать. Стиль написания можно отнести к лубку, народной иконописи. Один из излюбленных сюжетов в картинах Варвары ангелы, ангел-хранитель, который склоняется над ребенком, над детской кроваткой и семья, семейный корабль. Варвара всегда хотела иметь много детей, и открыто об этом заявляла, над ней посмеивались местные жители, но когда она родила четвертого ребеночка, перестали. Безусловная любовь к Господу, помогала Варваре любить и свой незатейливый быт, принимая несовершенство этого мира. В семье Варвары родилось 5 детей. Последние два года она сильно болела и торопилась перенести на бумагу всё то, что радовало её душу. В возрасте 39 лет она умерла. Но ее светлые ангелы живут и напоминают нам, что истинные плоды женственности это мир в душе через молитву,  согретые близкие, уютный дом, дарование жизни (рождение детей), умение примирить враждующих и обижающихся, и, конечно же, творческие плоды, потому что каждая женщина призвана любить и творить.

Образ Божией Матери олицетворяет Божественную женственность и с которой мы всегда должны брать пример.

В завершении Жижина О.А. напомнила, о том, что как мы не пытались убежать или забыть этот образ —  есть образ Божией Матери, которая олицетворяет Божественную женственность и с которой мы всегда должны брать пример: «Сердце Ее было полно смирения; в словах была Она богомудренна, в разговорах не скора; всегда занята чтением; в трудах бодра, в беседе целомудренна, как бы всегда беседовала с Богом, а не с людьми. Она никого не обижала – напротив, желала всем добра; никого не презирала, даже и самого убогого человека; ни над кем не смеялась; во всем видела только добро» святой Амвросий Медиоланский.

Яковенко Ирина, координатор по социальному служению Томского благочиния.

Свой крест и верность они пронесли до конца.

Яковенко Ирина поделилась впечатлениями от последнего паломничества в Екатеринбург по местам последних месяцев жизни императора Николая II и его Августейшей семьи. Любовь друг к друг они пронесли сквозь всю жизнь, что можно проследить по нежным и заботливым письмам, которые супруги писали друг другу часто, находясь в разлуке. Организация данной поездки для многих православных ребят Томска стала поводом познакомить их с Царственными страстотерпцами, которые любили Господа, любили Россию, побольше рассказать ребятам о тех скрепах, на которой они построили свою семью и что брак создается один раз на всю жизнь.  «Еще один секрет счастья в семейной жизни – это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких удовольствий – от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб» – говорила императрица Александра Федоровна. Свой крест и верность они пронесли до конца, вместе прошли ссылку и вместе были расстреляны в Ипатьевском доме Екатеринбурга в 1918г. Тела их расстреляны, но души их воссоединились в Царствии Небесном.

Студенты кафедры Истории и социальной работы  ТУСУРа Гербер Анастасия, Рублева Полина, Щербаченя Александра.

Проект поддержит всех тех, кто создал большую семью.

Гербер Анастасия, Рублева Полина, Щербаченя Александра рассказали о будущем проекте, который также поддержит всех тех, кто создал большую семью. Предполагается создание сайта, который консолидирует в себе полезную информацию о льготах, пособиях и других ресурсах, которые положены семьям на территории России.

Картина художницы Варвары Бондиной, г.Минусинск.

Времена меняются, реальность становится более жесткой, но неизменными остаются духовно-нравственные ценности: где главное — это душа человека, умение прощать, вера и верность, трудолюбие и сострадание, любовь между членами семьи, уважение к старости, патриотизм. Если мы будем иметь эти ценностные ориентиры перед своим внутренним взором, то с Божией помощью сможем пройти сквозь жизненное море испытаний и скорбей.

На нашем сайте ранее мы опубликовали видеозаписи некоторых докладов секции: sluzhenie.tomsk.ru/?p=20248

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники